Информация прокуратуры
2015 год
Может ли работодатель взыскать в суде с работника, использовавшего отпуск авансом, излишне выплаченные отпускные после его увольнения, если при увольнении не смог удержать денежные средства вследствие недостаточности сумм?
В соответствии с абзацем пятым части второй статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Согласно части четвертой статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении норм трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением следующих случаев:
- при счетной ошибке;
- если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 Трудового кодекса Российской Федерации) или простое (часть третья статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации);
- если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
Подпунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены ограничения для возврата в виде неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Приведенные нормы права содержат исчерпывающий перечень случаев, когда допускается взыскание с работника излишне выплаченной заработной платы.
Таким образом, нормы трудового и гражданского права не содержат оснований для взыскания суммы задолженности в судебном порядке с работника, использовавшего отпуск авансом, если работодатель фактически при расчете не смог произвести удержание за неотработанные дни отпуска вследствие недостаточности сумм, причитающихся при расчете.
Эта правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 5 февраля 2014 г.)
Информацию предоставила ст. помощник прокурора района
младший советник юстиции Червякова Т.А.
Права граждан при обращении с заявлением в государственные органы и органы местного самоуправления.
Имеют ли право представители государственных органов отказать в принятии обращения у гражданина?
Порядок принятия и рассмотрения обращений граждан регулируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ, на основании данного закона в государственном органе или органе местного самоуправления могут быть разработаны свои нормативные правовые акты, регулирующие данный вопрос, которые не могут противоречить названному Федеральному закону.
Итак, согласно закону любой гражданин может обращаться с заявлением в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций. Рассмотрение заявлений в данных органах осуществляться бесплатно.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного органа направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Как правильно оформить обращение в государственный орган или орган местного самоуправления?
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Подлежит рассмотрению обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа. В таком обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
На вопросы ответила ст. помощник прокурора района
младший советник юстиции Червякова Т.А.
Права граждан при обращении с заявлением в государственные органы и органы местного самоуправления.
Вправе ли орган, в который направлено заявление его не рассматривать?
В законе установлены случаи, когда должностные лица имеет право оставить обращение без рассмотрения или вернуть заявителю. В основном это случаи, когда заявитель злоупотребляет своим правом.
Во - первых, в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Во-вторых, обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
В – третьих, должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
В-четвертых, в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
В-пятых, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
Как должен осуществляться личный прием граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления?
Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами.(Чаще всего на основании графика приема граждан). Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
На вопросы ответила ст. помощник прокурора района
младший советник юстиции Червякова Т.А.
Прокуратурой Шекснинского района поддержано государственное обвинение по уголовному делу по факту совершения покушения на убийство женщины.
Шекснинским районным судом 16 июля 2015 года вынесен приговор, которым гражданин Р. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 ч. 1 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство), за которое Р. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Государственное обвинение по делу поддержано прокуратурой Шекснинского района.
В судебном заседании установлено, что 23 марта 2015 года около 22 часов 30 минут, находясь по месту проживания Р., в ходе ссоры, возникшей на почве ревности со своей сожительницей К., имея умысел на убийство, нанес последней удар ножом с клинком 28 см. в шею. Однако потерпевшая оказала активное сопротивление, своей рукой схватила за лезвие ножа, оттолкнув нож от шеи. С полученными повреждениями К. была доставлена в больницу, где ей своевременно была оказана медицинская помощь.
В настоящее время приговор в законную силу не вступил.
Информацию предоставила ст. помощник прокурора района
младший советник юстиции Червякова Т.А.
Прокуратурой Шекснинского района поддержано государственное обвинение в отношении гражданина незаконно приобретшего и хранившего наркотическое средство для личного потребления.
Шекснинским районным судом03 июля 2015 года вынесен приговор, которым гражданин Ф.признан виновным в незаконном приобретении и хранении наркотического средства в крупном размере без цели сбыта, то есть в совершениипреступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ. С учетом не отбытого наказания по предыдущему приговору гр-ну Ф. назначено наказание в соответствии со ст.ст. 74, 70 УК РФ в виде лишения свободы срокомна 3 года 2 месяца с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Государственное обвинение по делу поддержано прокуратурой Шекснинского района.
В судебном заседании установлено, что 19 марта 2015 года Ф. с целью приобретения наркотического средства для личного потребления с помощью средств мобильной связи связался с неустановленным лицом и договорился о приобретении наркотика. В дальнейшем он забрал запрещенное вещество в тайнике в г. Череповце и на автомашине направился в г. Вологда. Однако на территории Шекснинского района Ф. был задержан сотрудниками полиции и наркотическое средство у него было изъято.
В настоящее время приговор в законную силу не вступил.
Заместитель прокурора района
советник юстиции Еронен С.М.
Информация о применении законодательства, регламентирующего вопросы охраны и содержания городских зеленых насаждений
В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
Вопросы озеленения территорий городов регулируются Правилами созданий, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации» (далее - Правила).
В соответствии с п. 6. Правил обязанность по обеспечению сохранности насаждений, квалифицированного ухода за насаждениями, принятию мер борьбы с вредителями и болезнями согласно указаниям специалистов, обеспечению уборки сухостоя, вырезки сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях, возложены на землепользователей.
Пунктами 8.6.1, 8.6.2, 8.6.4 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.11.2011 № 613, которыми должны руководствоваться органы местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы благоустройства территорий муниципальных образований, также указано землепользователям на необходимость обеспечения содержания и сохранности зеленых насаждений с проведением обрезки и вырубки сухостоя и аварийных деревьев, вырезки сухих и поломанных сучьев, которые несут вследствие антропогенных воздействий реальную угрозу здоровью граждан, их имуществу, зданиям и сооружениям.
В силу п. 3.1.4.2 Правил надлежащий уход за зелеными насаждениями включает в себя и своевременное удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей деревьев.
В то же время при спиливании (удалении) древесных пород необходимо следовать нормативам, определенным п.п. 3.1.4.14-3.1.4.17 Правил, только после проведения обследования зеленых насаждений и составления акта обследования.
Несмотря на то, что Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденные приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации», Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденные приказом Минрегиона России от 27.11.2011 № 613, носят рекомендательный характер, суды при принятии решений руководствуются именно данными правовыми актами.
Как правильно оформить трудовые отношения?
В прокуратуру Шекснинского района стали частыми обращения граждан по факту невыплаты денежных средств при увольнении.
Начиная проведение проверки сталкиваешься с тем, что в большинстве случаев трудовые отношения между работником и работодателем ничем не подтверждены, ни трудовым договором, ни договором возмездного оказания услуг.
Как правило, такие отношения возникают на основе устных договоренностей. Для работодателей они выгодны, прежде всего, отсутствием необходимости уплачивать налоги, взносы в бюджеты и внебюджетные фонды, а также возможностью не соблюдать, установленные трудовым законодательством гарантии прав работников.
Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, устраиваясь на работу, необходимо требовать от работодателя заключения трудового договора (трудового соглашения), оформления трудовой книжки и оплаты труда в суммах, согласно установленных соглашениями между работником и работодателем, перечисляемых бухгалтерией работодателя на счет работника.
В случае нарушения трудовых прав работникам необходимо обращаться за их защитой в Государственную инспекцию труда по Вологодской области, в суд или органы прокуратуры по месту нахождения организации.
Информацию предоставил Прокурор района советник юстиции Балашов В.А.
Как рассматриваются запросы и обращения, в чем их отличие?
Понятие обращения гражданина определяет Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно которому под обращением понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина.
Предложением является рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений и т.д., заявлением - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц, жалобой же признается просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Запросом, согласно определению, данному Федеральном законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" является обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности указанных органов.
Необходимо понимать, что действие Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" не распространяется на порядок рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращений граждан, за нарушение которого КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, к примеру, за нарушение сроков рассмотрения поступивших обращений.
Вместе с тем, в обоих рассматриваемых случаях, Законом установлены сроки рассмотрения, как обращений граждан, так и запросов пользователей информацией, которые составляют 30 дней со дня их регистрации.
В случае нарушения указанных сроков за защитой нарушенных прав необходимо обращаться в органы прокуратуры, осуществляющих надзор за исполнением указанных федеральных законов и наделенных в соответствии с предоставленным полномочиями правом на возбуждение дел об административных правонарушений за нарушение соответственно порядка рассмотрения обращений граждан и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Информацию предоставил Прокурор района советник юстиции Балашов В.А.
Разъясните, каким образом должна обеспечиваться защищенность мест массового пребывания людей?
В целях обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности и формы паспортов безопасности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией.
Так, антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем:
- проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий;
- определения и устранения причин и условий, способствующих совершению в местах массового пребывания людей террористических актов;
- контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей;
- применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей;
- оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами.
Принятые решения, в части требований к антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей, тесно связаны с мероприятиями по развитию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».
Информацию предоставил Прокурор района советник юстиции Балашов В.А.
С 1 июля 2015 года введены единые правила производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.
Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 № 10 утверждены Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее - Правила).
Данные Правила устанавливают порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, в том числе гарантирующими организациями (далее соответственно - качество воды, организация, осуществляющая водоснабжение, производственный контроль).
Производственный контроль осуществляется в целях обеспечения качества и безопасности воды в бактериологическом и физическом отношении, безвредности воды по химическому составу, благоприятности органолептических и других свойств воды для человека, в том числе ее температуры, при централизованном водоснабжении, и проводится на основании программы производственного контроля, которая утверждается на срок не более 5 лет.
В данных правилах указано, что перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, утверждается Роспотребнадзором. Также в документе содержатся требования к программе производственного контроля, в которой, помимо прочего, устанавливается частота отбора проб воды, методика определения каждого из показателей, допустимая ошибка метода определения.
В документе закреплен перечень случаев, когда территориальный орган Роспотребнадзора вправе увеличить частоту отбора проб или перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль.
Так Территориальный орган вправе расширить перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и увеличить частоту отбора проб воды при наличии:
а) несоответствия качества воды требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выявленного по результатам расширенных исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля;
б) изменения состава воды в источнике питьевого водоснабжения, обусловленного спецификой отводимых сточных вод, а также других региональных особенностей;
в) повышения в регионе заболеваемости инфекционной и неинфекционной этиологии, связанной с потреблением воды человеком;
г) изменения технологии водоподготовки питьевой воды и приготовления горячей воды.
Настоящие Правила начали действовать на территории Российской Федерации с 1 июля 2015 года.
Информацию предоставил Прокурор района советник юстиции Балашов В.А.
Кто и как отвечает за заведомо ложное сообщение об акте терроризма?
Одним из распространенных преступлений, является преступление, предусмотренное ст. 207 Уголовного кодекса РФ - «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма».
Общественная опасность данного преступления заключается отвлечении сил органов охраны правопорядка на проверку ложных сообщений, а также специальных служб, призванных оказывать в чрезвычайных ситуациях помощь населению (бригады МЧС, скорой помощи, пожарной охраны и др.), нарушении прав и охраняемых законом интересов граждан.
За такие «развлечения» предусмотрено уголовное наказание до 3-х лет лишения свободы, а уголовной ответственности по ст. 207 УК РФ подлежат вменяемые лица, достигшие 14-ти лет.
Имущественный и материальный ущерб, связанный с работой бригад скорой помощи, МЧС и иных спасательных служб, призванных оказывать помощь в экстренных случаях и вынужденных проводить проверку ложного сообщения, ложится на плечи виновного лица.
Одновременно с вынесением приговоров по данной категории дел удовлетворяются иски организаций, понесших затраты.
Объект преступления - общественная безопасность. При совершении данного преступления нарушается нормальная деятельность учреждений, органов, организаций, отвлекаются значительные силы и средства правоохранительных органов, причиняется вред интересам конкретных граждан.
Объективная сторона преступления заключается в сообщении любым лицам заведомо ложной информации о готовящихся взрыве, поджоге, иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, наступления иных общественно опасных последствий.
Для состава рассматриваемого преступления необходимо, чтобы заведомо ложное сообщение содержало сведения именно о готовящемся акте терроризма, т.е. сведения о конкретных, хотя и не соответствующих действительности, угрозах (например, об изготовлении взрывного устройства, его установке, разработке плана осуществления террористического акта и т.п.). Поэтому заведомо ложное сообщение только о желании, намерении какого-либо лица совершить террористический акт состава преступления, предусмотренного ст. 207 УК РФ, не образует.
Ложная информация может сообщаться как органам власти, так и любым физическим или юридическим лицам либо их представителям. Передача информации возможна устно, письменно, с использованием средств связи и другими способами. К примеру, как заведомо ложное сообщение об акте терроризма следует расценивать размещение в общественных и иных местах муляжей взрывных устройств.
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма означает отсутствие реальной возможности причинения вреда путем совершения взрыва, поджога и т.д. и отсутствие намерения совершить указанные действия.
Состав преступления формальный, деяние окончено с момента доведения до адресата заведомо ложных сведений.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо знает о несоответствии сообщаемой информации действительности, но желает сообщить ее. Мотив действий может быть любым, например хулиганство, желание проверить "качество" работы правоохранительных органов и т.д.
Информацию предоставил Прокурор района советник юстиции Балашов В.А.
Как согласовывается проведение внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры?
Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регламентируется порядок согласования проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности субъектов малого или среднего предпринимательства.
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства, по основанию возникновения угрозы причинения (или непосредственного причинения) вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проводится органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Нарушение положения (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки) относится к грубым нарушениям, вследствие чего результаты проверки не могут служить доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и должны быть отменены вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля направляется в орган прокуратуры в день подписания распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) указанных органов. Данное заявление представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, оно может быть направлено и в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.
Решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения принимает прокурор или его заместитель не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о согласовании внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства.
Случаями, когда требуется оперативное вмешательство в виде внеплановой выездной проверки без ожидания решения органов прокуратуры является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений. В данном случае органы прокуратуры незамедлительно извещаются о проведении внеплановой выездной проверки посредством направления документов в течение двадцати четырех часов. Прокурор или его заместитель принимают решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления документов или об отказе в её согласовании.
Информацию предоставил Прокурор района советник юстиции Балашов В.А.
Может ли несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно обратиться в суд с иском о лишении родительских прав?
В соответствии со ст. 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также граждан, ограниченных в дееспособности, защищают в процессе их законные представители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних, а также граждан, ограниченных в дееспособности.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы. Однако суд вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей несовершеннолетних.
Согласно ч. 2 ст. 56 Семейного кодекса Российской Федерации при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
Определенную двусмысленность в понимании указанного вопроса вызывает формулировка ч. 1 ст. 70 Семейного кодекса Российской Федерации, в которой указан исчерпывающий перечень лиц, обладающих правом на обращение в суд с иском о лишении родительских прав, в числе которых не указаны несовершеннолетние.
Верховным Судом Российской Федерации разъяснено, что положения п. 1 ст. 70 Семейного кодекса Российской Федерации, определяющей круг лиц и органов, имеющих право предъявлять требование о лишении родительских прав, необходимо применять в совокупности с положениями ч. 2 ст. 56 Семейного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно обратиться в суд с иском о лишении родительских прав.
В указанной ситуации согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации суду, исходя из интересов ребенка, следует довести до сведения соответствующего органа опеки и попечительства информацию об имеющемся иске и привлечь его к участию в этом деле.
Информацию предоставил Прокурор района советник юстиции Балашов В.А.
В каком случае представители управляющей компании имеет право самостоятельно заходить в квартиру?
В силу ст. 161 Жилищного кодекса РФ ответственность за обеспечение квартир дома коммунальными услугами надлежащего качества лежит на Управляющих организациях, с которыми собственники и пользователи жилых помещений находятся в договорных отношениях.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, установлено, что жильцы обязаны допускать представителей Управляющей организации для выполнения необходимых ремонтных работ по мере необходимости, а для ликвидации аварий – в любое время.
В случае отказа Управляющая организация вправе понудить жильцов обеспечить доступ в квартиру по решению суда, а также взыскать связанные с отказом убытки.
По заявлению собственников и пользователей квартир Управляющая организация обязана произвести перерасчет платы за коммунальные услуги за период их непредоставления или предоставления ненадлежащего качества.
Информацию предоставил Прокурор района советник юстиции Балашов В.А.
Предусмотрена ли ответственность за введение потребителей в заблуждение относительно качества товара?
Да, с 1 января 2015 ужесточена ответственность юридических лиц за обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей теперь такие действия влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ).
Кроме того, установлена административная ответственность за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), такие нарушения законодательства влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (ч.2 ст. 14.7 КоАП РФ).
Информацию предоставил Прокурор района советник юстиции Балашов В.А.
Как возникает право собственности в силу приобретательной давности?
В Гражданском кодексе Российской Федерации закреплены нормы, позволяющие гражданину признать право собственности на имущество в силу приобретательной давности. Так, в статье 234 Гражданского кодекса РФ указано, что лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество.
Из указанной нормы следует, что у имущества, на которое возможно приобретение права собственности в связи с давностным владением, нет надлежащего собственника либо он есть, но не проявляет к своему имуществу никакого интереса, не вступает в юридически значимые действия по поводу владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Одним из условий для возникновения права собственности в силу приобретательской давности является добросовестное владение, то есть владение, возникшее у лица, не являющегося собственником, без нарушений законодательства либо с нарушениями, о которых лицо не знало и не должно было знать. В данном случае лицо не нарушает права, свободы и законные интересы иных лиц, а также требования законодательства. Добросовестность давностного владельца определяется в первую очередь на момент получения имущества во владение.
При этом владение в силу приобретательной давности должно осуществляться в отношении имущества, как своего собственного. То есть обладатель имущества должен нести обязанности собственника имущества, под которыми следует понимать: обеспечение его содержания, осуществление текущего и капитального ремонта, поддержание его в состоянии, соответствующем назначению.
Срок приобретательной давности для приобретения права собственности на имущество зависит от его вида. На недвижимое имущество установлен 15 летний срок, на движимое имущество - 5 летний срок.
Следует учитывать, что в отношении недвижимого имущества, а также имущества, подлежащего государственной регистрации, установлено дополнительное требование для приобретения права собственности - государственная регистрация, определяющая момент возникновения права собственности на такое имущество в силу приобретательной давности.
В соответствии с законодательством в случае если добросовестный владелец владеет имуществом в силу приобретательной давности, помимо возложения на него обязанностей собственника ему предоставляются также права на защиту своего владения от иных лиц, которые не имеют права владеть данным имуществом.
Примечательно, что лицо, владеющее имуществом в силу приобретательной давности, может быть и правопреемником другого лица. В этом случае к сроку приобретательной давности владения по желанию владеющего имуществом лица может быть присоединен срок владения этим имуществом в силу приобретательной давности предшественником данного лица в силу того, что предшественник также владел этим имуществом добросовестно, открыто и непрерывно.
В случае если владение в силу приобретательной давности возникло ввиду обстоятельств, при которых имущество может быть истребовано, течение срока приобретательной давности начинается с момента истечения срока исковой давности для лица, которое может истребовать это имущество. В таком случае добросовестное владение начинается после истечения этого срока, так как данный срок является сроком для защиты прав лица, имеющего право истребовать это имущество.
Судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП. При этом следует учитывать, что регистрация права собственности на основании судебного акта не является препятствием для оспаривания зарегистрированного права другими лицами, считающими себя собственниками этого имущества.
Информацию предоставил Прокурор района советник юстиции Балашов В.А.
Прокуратурой Шекснинского района поддержано государственное обвинение по уголовному делу о приобретении наркотических средств
Шекснинским районным судом 22.10.2015 вынесен приговор, которым Сергей Антипов признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 (незаконное приобретение и хранение без цели сбыта наркотических средств и психотропных веществ в значительном размере).
Государственное обвинение по делу поддержано прокуратурой Шекснинского района.
В судебном заседании установлено, что 09.05.2015 Антипов через тайник в г. Санкт-Петербург незаконно в нарушение Федерального закона № 3-ФЗ от 08.01.1998 «О наркотических средствах и психотропных веществах», с целью личного потребления приобрел смесь наркотического средства и психотропного вещества массой не менее 0,33 гр в значительном размере. Данную смесь Антипов незаконно хранил при себе в одежде, в том числе в пути следования поездом в п. Шексна до момента обнаружения и изъятия в ходе личного досмотра сотрудниками правоохранительных органов.
Приговором суда от 22.10.2015 Антипов признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228УК РФ.
Судом осужденному назначено наказание в виде лишения свободы сроком на1 год 6 месяцев с применением ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 1 год.
В настоящее время приговор вступил в законную силу.
Заместитель прокурора района советник юстиции Ананьев В.Н.
Прокуратурой Шекснинского района поддержано государственное обвинение по уголовному делу о хищении имущества
Шекснинским районным судом 13.11.2015 вынесен приговор, которым Александр Дубровский признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «б», «в» ч. 2 ст. 158 (кража, совершенная с незаконным проникновением в иное хранилище с причинением значительного ущерба гражданину), п. «б» ч. 2 ст. 158 (кража, совершенная с незаконным проникновением в помещение).
Государственное обвинение по делу поддержано прокуратурой Шекснинского района.
В судебном заседании установлено, что 08.05.2015 Дубровский, находясь в состоянии алкогольного опьянения, незаконно проник в хозяйственную постройку возле дома на ул. Октябрьская п. Шексна, откуда тайно похитил скутер стоимостью 25000 рублей, причинив тем самым потерпевшей значительный ущерб.
Кроме того, 20.05.2015 около 2 часов Дубровский, находясь в состоянии алкогольного опьянения, незаконно проник в здание ТЦ «Шанталь» в п. Шексна, где похитил принадлежащие подрядной организации, выполнявшей строительные и отделочные работы, шуруповерт и силовой кабель общей стоимостью 23316,80 руб.
Приговором суда от 13.11.2015 Дубровский признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «б», «в» ч. 2 ст. 158, п. «б» ч. 2 ст. 158УК РФ.
С учетом общественной опасности совершенного преступления, тяжести содеянного, данных о личности виновного, который ранее неоднократно судим, судом по совокупности преступлений и приговоров назначено наказание в виде лишения свободы сроком на4 года 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
В настоящее время приговор не вступил в законную силу.
Заместитель прокурора района советник юстиции Еронен С.М.
Прокуратурой Шекснинского района поддержано государственное обвинение по уголовному делу о покушении на убийство двух лиц
Шекснинским районным судом 30.10.2015 вынесен приговор, которым Иван Соколов признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 105 (покушение на убийство двух лиц).
Государственное обвинение по делу поддержано прокуратурой Шекснинского района.
В судебном заседании установлено, что ночью с 20 на 21 июня 2015 года во дворе дома № 7 на улице Фабричная деревни Нифантово Соколов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, из-за возникших личных неприязненных отношений с целью причинения смерти нанес ножом удар потерпевшему в левую часть шеи. Сразу же после этого Соколов нанес этим же ножом удар в область шеи второму потерпевшему.
В связи с активным сопротивлением потерпевшего, вмешательством посторонних лиц, своевременным оказанием пострадавшим медицинской помощи преступление не было доведено до конца по не зависящим от Соколова обстоятельствам.
Приговором суда от 30.10.2015 Соколов признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 105УК РФ.
С учетом общественной опасности совершенного преступления, тяжести содеянного, данных о личности виновного, ранее судимого за убийство, судом назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 12 лет с отбыванием в исправительной колонии особого режима, с ограничением свободы сроком 1 год 6 месяцев.
В настоящее время приговор не вступил в законную силу.
Заместитель прокурора района советник юстиции Еронен С.М.
Прокуратурой Шекснинского района поддержано государственное обвинение по уголовному делу о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 157УК РФ.
Прокуратура Шекснинского района поддержала государственное обвинение по уголовному делу в отношении Сергея Кузнецова.
Приговором мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 41 он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ (злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей).
Подсудимый на основании судебного решения обязан уплачивать алименты на содержание несовершеннолетних дочери.
Несмотря на объявленное судебным приставом-исполнителем предупреждения, без уважительных причин злостно уклонялся от уплаты денежных средств на содержание ребенка, добровольной материальной помощи не оказывал, на предупреждения судебного пристава-исполнителя о возможности привлечения к уголовной ответственности не реагировал.
Общая задолженность по уплате алиментов составила более 26 тыс. рублей.
С учетом общественной опасности совершенного преступления, тяжести содеянного, данных о личности виновного, судом определено наказание в виде 8 месяцев исправительных работ, с удержанием 5% из заработной платы в доход государства ежемесячно с применением ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 1 год.
В настоящее время приговор вступил в законную силу.
Заместитель прокурора района советник юстиции Еронен С.М.
О противодействии коррупции
Противодействие коррупции – одно из приоритетных направлений прокурорского надзора.
Работа по выявлению коррупционных правонарушений осуществляется Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой во взаимодействии с правоохранительными и контрольно-ревизионными органами.
Так, в 2015 году в результате совместной с Контрольно-счетной палатой Вологодской области проверкой расходования бюджетных средств, выделенных на реконструкцию очистных сооружений в г.Кириллове, установленозавышение объемов принятых и оплаченных работ на сумму 567 тыс.рублей. Из принятых по акту приемки работ по монтажу балок перекрытия в объеме 18.293 тонны, фактически выполнен монтаж металлоконструкций в объеме 10,592 тонны, при этом работы были приняты без претензий к объему и качеству их выполнения, оплата произведена в полном объеме. В адрес Главы муниципального образования город Кириллов внесено представление об устранении нарушений закона, материалы проверки направлены в правоохранительные органы для принятия процессуального решения в порядке ст.144-145 УПК РФ.
Важной составляющей борьбы с коррупционными правонарушениями является проверка достоверности и полноты предоставляемых государственными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
В ходе проверок исполнения законодательства о государственной службе и противодействия коррупции выявлены нарушения в Управления ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией, Департаменте лесного комплекса и Управлении Росприроднадзора по Вологодской области.
Проведенной проверкой установлено, что в ряде случаев гражданами, замещающими должности государственной службы в Управлении ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией, представлены недостоверные сведения в части наличия в собственности транспортных средств, объектов недвижимости, а также участия госслужащих в управлении хозяйствующими субъектами. По результатам рассмотрения внесенных Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой представлений, выявленные нарушения устранены, 4 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
При этом разъясняю, что все государственный и муниципальные органы власти обязаныобеспечить доступ к информации об их деятельности в сфере противодействия коррупции. О любых ставших известных фактах коррупционных проявлений должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны окружающей среды и природопользования необходимо сообщать в адрес природоохранной прокуратуры для проведения соответствующих проверок.
И.о. Череповецкого межрайонного
природоохранногопрокурора Е.В. Иванов